История храма

8

Церковь Николая Чудотворца

Кирпичная покрытая снаружи известковой обмазкой церковь интересна как оригинальный, даже для провинциального зодчества, пример сохранения в поздне-классицистической архитектуре не только ус­таревших к этому времени барочных эле­ментов фасадного убранства, но и еще более архаичных декоративных форм.

Цер­ковь расположена на возвышенности в цен­тре села, жилая застройка которого обра­зует вокруг нее обширную площадь. Соору­жена местными каменщиками, сменив пред­шествующий деревянный храм 18 в. Сим­метричная осевая композиция здания сло­жилась в два этапа: в 1831 г. были постро­ены храм с апсидой и трапезная, затем, не позднее сер. 19 в., — колокольня.

Несколько грузный по пропорциям ос­новной объем типа «восьмерик на четвери­ке» увенчан крупным квадратным в сече­нии со скошенными углами световым ба­рабаном и главой. Боковые фасады четве­рика, верхние части стен которого трак­тованы как высокий аттик, оформлены четырехпилястровыми портиками, завершен­ными треугольными фронтонами. Более низкая по отношению к четверику скруг­ленная апсида и квадратная в плане тра­пезная незначительно уступают ему по ширине. Колокольня состоит из трех резко убывающих по объему кверху четвериков, придающих ее силуэту ступенчатые очер­тания. Непропорционально укрупненный нижний ярус оформлен на северном, юж­ном и западном фасадах массивными двух­колонными тосканскими портиками, слу­жащими обрамлениями высоких дверных проемов. Профилировки и обломы кирпичного де­кора выполнены в жесткой графичной ма­нере. Плоскости стен храма, апсиды и тра­пезной украшены под венчающими карни­зами не характерными для ордерной архи­тектуры поясами довольно крупных плос­ких полуциркульных арок на кронштейнах. На восьмерике храма, обработанном на уг­лах тонкими фланкирующими пилястрами, подобные арки вызывают ассоциации с по­ясами древнерусских кокошников.

В обрам­лениях высоких прямоугольных окон ис­пользована барочная форма наличников с «ушами», замковыми камнями в перемыч­ках и фигурными полотенцами под подо­конниками. На колокольне крайне упрощен­ное декоративное оформление, подчерки­вающее напряженную динамику ее объем­ного построения, соответствует принципам ампира, слабо сочетающимся с обликом храма и трапезной. Гладкие нерасчлененные плоскости ярусов завершены лишь антаблементами и аттиками, разделенными примитивно проработанными карнизами. Второй и третий ярусы прорезаны высоки­ми арками звона.

В интерьере восьмерик храма, покоящий­ся на тромпах, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, открывавшимся в ныне заложенное отверстие венчающего бараба­на. Перекрытия апсиды и трапезной плос­кие. В нижнем ярусе колокольни крестооб­разное в плане внутренне пространство, организованное четырьмя мощные пилона­ми, перекрыто -сомкнутым сводом с распа­лубками. В толще кладки пилонов устрое­ны небольшие круглые в плане компарти-менты, в одном из них (северо-западном) установлена винтовая деревянная лестни­ца, ведущая на «звон». Сохранившаяся в храме и апсиде клее­вая живопись, выполненная в академичес­кой манере, относится ко 2-й пол. 19 в.

Пространство перекрытия храма занимает композиция «Отечество», очевидно, понов­ленная в нач. 20 в. В простенках между окнами восьмерика изображены парные фигуры апостолов, в тромпах — евангели­сты. На боковых стенах четверика компози­ции, посвященные сюжетам христологичес-кого и богородичного циклов, заключены в фигурные обрамления, покрытые гризайль-ными орнаментами. На южной стене напи­саны: «Преображение», «Воскресение» и «Воздвижение креста»; на северной — «Рождество Богородицы», «Успение» и «Вознесение Богородицы». Западную стену четверика занимает «Ветхозаветная Трои­ца». В апсиде на восточной стене помещена традиционная композиция «Моление чаше».