Церковь Николая Чудотворца
Кирпичная покрытая снаружи известковой обмазкой церковь интересна как оригинальный, даже для провинциального зодчества, пример сохранения в поздне-классицистической архитектуре не только устаревших к этому времени барочных элементов фасадного убранства, но и еще более архаичных декоративных форм.
Церковь расположена на возвышенности в центре села, жилая застройка которого образует вокруг нее обширную площадь. Сооружена местными каменщиками, сменив предшествующий деревянный храм 18 в. Симметричная осевая композиция здания сложилась в два этапа: в 1831 г. были построены храм с апсидой и трапезная, затем, не позднее сер. 19 в., — колокольня.
Несколько грузный по пропорциям основной объем типа «восьмерик на четверике» увенчан крупным квадратным в сечении со скошенными углами световым барабаном и главой. Боковые фасады четверика, верхние части стен которого трактованы как высокий аттик, оформлены четырехпилястровыми портиками, завершенными треугольными фронтонами. Более низкая по отношению к четверику скругленная апсида и квадратная в плане трапезная незначительно уступают ему по ширине. Колокольня состоит из трех резко убывающих по объему кверху четвериков, придающих ее силуэту ступенчатые очертания. Непропорционально укрупненный нижний ярус оформлен на северном, южном и западном фасадах массивными двухколонными тосканскими портиками, служащими обрамлениями высоких дверных проемов. Профилировки и обломы кирпичного декора выполнены в жесткой графичной манере. Плоскости стен храма, апсиды и трапезной украшены под венчающими карнизами не характерными для ордерной архитектуры поясами довольно крупных плоских полуциркульных арок на кронштейнах. На восьмерике храма, обработанном на углах тонкими фланкирующими пилястрами, подобные арки вызывают ассоциации с поясами древнерусских кокошников.
В обрамлениях высоких прямоугольных окон использована барочная форма наличников с «ушами», замковыми камнями в перемычках и фигурными полотенцами под подоконниками. На колокольне крайне упрощенное декоративное оформление, подчеркивающее напряженную динамику ее объемного построения, соответствует принципам ампира, слабо сочетающимся с обликом храма и трапезной. Гладкие нерасчлененные плоскости ярусов завершены лишь антаблементами и аттиками, разделенными примитивно проработанными карнизами. Второй и третий ярусы прорезаны высокими арками звона.
В интерьере восьмерик храма, покоящийся на тромпах, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом, открывавшимся в ныне заложенное отверстие венчающего барабана. Перекрытия апсиды и трапезной плоские. В нижнем ярусе колокольни крестообразное в плане внутренне пространство, организованное четырьмя мощные пилонами, перекрыто -сомкнутым сводом с распалубками. В толще кладки пилонов устроены небольшие круглые в плане компарти-менты, в одном из них (северо-западном) установлена винтовая деревянная лестница, ведущая на «звон». Сохранившаяся в храме и апсиде клеевая живопись, выполненная в академической манере, относится ко 2-й пол. 19 в.
Пространство перекрытия храма занимает композиция «Отечество», очевидно, поновленная в нач. 20 в. В простенках между окнами восьмерика изображены парные фигуры апостолов, в тромпах — евангелисты. На боковых стенах четверика композиции, посвященные сюжетам христологичес-кого и богородичного циклов, заключены в фигурные обрамления, покрытые гризайль-ными орнаментами. На южной стене написаны: «Преображение», «Воскресение» и «Воздвижение креста»; на северной — «Рождество Богородицы», «Успение» и «Вознесение Богородицы». Западную стену четверика занимает «Ветхозаветная Троица». В апсиде на восточной стене помещена традиционная композиция «Моление чаше».